...починъ
въ правильномъ устройстве кумысо-лечебныхъ заведений всецело
принадлежитъ городу Самаре, какъ давшему место первому
заведению этого рода, а именно заведению д-ра Постникова,
видевшему въ своихъ стенахъ въ 18-ти летнее свое существование
1200 больныхъ и вообще отпускавшему кумысъ въ этотъ периодъ
времени более чемъ 3000 человекъ. На этомъ основании Самара,
въ следствие удачной инициативы д-ра Постникова вправе
гордится внесениемъ, черезъ его посредство новой, замечательной
страницы въ историю русской медицины.
КУМЫСО—ЛЕЧЕБНЫЯ
ЗАВЕДЕНИЯ
Целебныя
свойства кумыса известны. Напитокъ этотъ — жизненный элексиръ,
степныхъ кочевниковъ. Совершенно веренъ истине Аксаковъ, говоря
что башкиры "после жестокой, буранной зимы, отощалые,
исхудалые, какъ зимния мухи, съ первымъ весеннимъ тепломъ,
съ первымъ подножнымъ кормомъ", перетащившиеся со своими
стадами на привольныя места, черезъ две— три недели делаются
неузнаваемыми. "Поспелъ, продолжаетъ Аксаковъ, живительный
кумысъ, закисъ къ кобыльихъ турсукахъ, и все, что можетъ пить,
отъ груднаго младенца до дряхлаго старика, пьетъ до—пьяна
целительный, благодатный, богатырский напитокъ, и дивно исчезаютъ
все недуги голодной зимы и даже старости: полнотою одеваются
осунувшияся лица, румянцомъ здоровья покрываются бдедныя,
впалыя щеки" (*). Естественно, что таковыя благотворныя
свойства кумыса не могли оставаться тайною (**).
--------------------------------------------------------------------------------
(*)
Семейная хроника. С. Аксакова. Изд. 2-е ч. I стр. 26.
(**) Вотъ, полагаемъ, лучший изъ доселе известныхъ и наиболее
авторитетный аттестатъ кумысу, данный, много летъ назадъ
этому благотворному напитку, столь известнымъ въ, нашей
литературе, В. И. Далемъ. (Нечто о кумызе) (Sic). Жур.
М. В. Д. 1843. Генварь). "Последовательное действие
кумыза обнаруживается черезъ неделю и ранее: оно состоитъ
въ сытномъ, здоровомъ и легкомъ питании целаго тела. Чувствуешь
себя бодрымъ, здоровымъ, дышешь свободно, лицо принимаетъ
хороший цветъ. Исхудавшия за зиму скулистыя лица кочевыхъ
народовъ до того изменяются и тучнеютъ въ первыя недели
весны , что вы не узнаете своихъ знакомыхъ. Я сомневаюсъ,
можно-ли придумать какую нибудь другую пищу, которая бы
въ этомъ отношении заменила кумызъ и такъ успешно соответствовала
бы долговременному посту и изнурению человека въ течении
зимнихъ месяцовъ. Посему кумызъ и приноситъ особенную
пользу во всехъ техъ болезняхъ, где тело требуетъ сытнаго
и легкаго питания безъ отягощения пищеварительнаго снаряда.
Кажется, кроме того, кумызъ приноситъ особенную пользу
при всехъ хроническихъ грудныхъ страданияхъ, какъ собственно
легкихъ, такъ и дыхательнаго снаряда вообще. Я не буду
утверждать, чтобы кумызъ могъ излечить отъявленную чахотку,
какого бы рода она ни была; напротивъ того, каждая чахотка
принадлежитъ более или менее къ болезнямъ худосочия, а
кумызъ вовсе некровоочистительное средство. Но кумызъ
более всего соответствуетъ въ подобныхъ болезняхъ потребности
хорошаго питания, отврацшетъ внезапное изнеможение силъ
и при одной только наклонности къ чахотке, вероятно, можетъ
отвратить ее на долгое время. У киргизовъ чахотка почти
не известна. Не менее важную помощь оказываетъ кумызъ
вообще всюду, где нужно обильное, скорое и легкое питание".
--------------------------------------------------------------------------------
Въ степь,
на кумысъ, стали ездить страждущие болезнями дыхательныхъ
органовъ и истощениемъ силъ, даже изъ дальнихъ местностей
России, при чемъ многие получали изцеление. Но отдаленность
отечества кумыса отъ большихъ городовъ, где наибольшее число
людей нуждающихся въ его помощи; дурные пути сообщения; отсутствие
всякаго комфорта у кочевниковъ и другой пищи, кроме баранины;
отсутствие медицинской помощи въ потребныхъ случаяхъ; своеобразность
и видимая нечистоплотность при приготовлении этого напитка
башкирами; — все это вместе делало крайне неудобнымъ и затруднительнымъ
кумысное лечение въ степи, а потому, этимъ лечениемъ ездили
пользоваться очень не многие. Правда, въ некоторыхъ местностяхъ
башкирскихъ степей стали промыиплять изготовлениемъ кумыса
для приезжающихъ. Напримеръ: деревня Япрысково, по тракту
изъ Казани въ Бугульму; въ Белебеевскомъ уезде, Уфимской губернии,
на башкирской кочевке Канлы; въ самомъ городе Стерлитамаке,
куда привозятъ кумысъ на базаръ башкиры, приближающиеся къ
городу со своими кочевками; некоторыя башкирския деревни Бугульминскаго
уезда по берегамъ р. Икъ, изобилующихъ прекрасными степными
пастбищами; въ деревни юго-восточной части Новоузенскаго уезда,
пограничныя съ Внутренней Букеевской ордой, доставляли кумысъ
киргизы этой орды; въ самой орде можно получать кумысъ, поселясь
въ киргизсиихъ кочевьяхъ, отъ ихъ жителей; въ 1860 году, по
распоряжению наказнаго атамана Уральскаго казачьяго войска
Столыпина, въ уметъ Камеликъ, въ 170 верстахъ отъ Самары,
были собраны башкиры съ конскими табунами и управляющий башкирскимъ
отделениемъ Уральскаго войска, подполковникъ Серовъ, приглашалъ,
черезъ газеты, желающихъ приезжать въ названный уметъ, пить
кумысъ прямо изъ турсука за 1 р. въ день, получая за эту же
плату место въ кибитке и кочуя вместе съ башкирами; наконецъ
богатый землевладелецъ Белебеевскаго уезда, Тевкелевъ, предлагалъ
желающимъ пить кумысъ, приезжать въ его деревню Килимово,
где можно было встретить некоторыя удобства жизни и найти
отличный кумысъ.
Но независимо
отъ вышеуказанныхъ неудобствъ, которыя встречались больному,
отправляющемуся на кумысъ, поездка эта затруднялась отсутствиемъ
всякой гласности относительно указания самыхъ местъ лечения.
Больной долженъ былъ отыскивать дорогу на кумысъ, такъ сказать
ощупью; ехать въ незнакомую сторону на угадъ, подвергаясь
всевозможнымъ случайностямъ и потому, повторяемъ, на кумысъ
решались ехать, относительно, только не многие.
Очевидно,
что кумысное лечение не могло оставаться навсегда въ своемъ
первобытномъ виде и что долженъ былъ найтись, кто угадалъ
бы то значение, какое это лечение можетъ получить въ медицине
и сделалъ бы доступнымъ пользоваьие имъ, каждому въ немъ нуждающемуся
и располагающему хотя небольшими средствами.
Такимъ
лицомъ явился, въ Самаре, докторъ медицины Н. В. Постниковъ.
Приехавъ
въ Самару на должность старшаго врача больницы, онъ имелъ
случай, въ 1857 году, подметить необыкновенно целебное действие
кумыса, на одного страдавшаго болезнью легкихъ. Принявъ въ
соображение удобство летняго сообщения со всеми, самыми отдаленными
местностями России; климатъ Самарскаго края представляющий
все благоприятяыя условия лечения болезней дыхательныхъ органовъ;
близость башкирскихъ поселений, следовательно возможность
приобретения потребнаго количества степныхъ кобылицъ и приглашения
опытныхъ и искуссныхъ делателей кумыса; наконецъ возможность
довольствовать дойныхъ кобылицъ любимымъ ихъ кормомъ — степной
травой; докторъ Постниковъ решился открыть специальное заведение,
въ Самаре, для желающихъ пользоваться кумыснымъ лечениемъ.
При этомъ докторъ Постниковъ долженъ былъ всесторонне изучить
кумысное лечение; произвесть надлежащие опыты какъ надъ самымъ
лечениемъ этимъ, такъ и надъ способомъ приготовления кумыса
и наконецъ, дать кумысному лечению право гражданства въ области
медицины.
Въ губернаторе
К. К, Гроте докторъ Постниковъ нашелъ полное сочувствие своей
мысли и помощь для ея осуществления.
Во первыхъ,
при содействии г. Грота, городское общество отдало Постникову,
въ 1857 году, за ничтожную плату, въ содержание на 24 года,
19 десятинъ городской земли, поросшей истощеннымъ, лиственнымъ
кустарникомъ, въ 6 верстахъ отъ города, вверхъ по Волге; во
вторыхъ: Министерство внутреннихъ делъ, по ходатайству губернатора,
разрешило выдать изъ суммъ Приказа общественнаго призрения
Д-ру Постникову, для устройства проэктируемаго заведения,
заимообразно 3000 р. сер., съ разсрочкою уплаты капитала съ
процентами на 15 летъ; и въ третьихъ: тотже Губернаторъ исходатайствовалъ
у Министра государственныхъ имуществъ отдачу д-ру Постникову
въ аренду 700 десятинъ казенной земли, смежной съ городскою
дачею, на 24 года, съ правомъ продолжения этого контрактнаго
срока, во всякое время, по желанию Постникова, еще на 24 года,
въ видахъ обезпечения степнымъ пастбищемъ кобылицъ проэктируемаго
заведения.
Обеспечивъ
такимъ образомъ возможность исполнения своего предположения
д-ръ Постниковъ, въ следующемъ же, т. е. въ 1858 году, поставилъ
на своемъ подгородномъ участке 12 небольшихъ башкирскихъ кибитокъ,
(юломеекъ), выстроилъ изъ тонкихъ досокъ несколько маленькихъ
бараковъ; пригналъ изъ окрестностей Уральска косякъ кобылицъ,
оттуда же выписалъ несколько киргизъ, какъ для ухода за табуномъ
такъ и для делания кумыса и сделавъ эти приготовления открылъ
первый лочебный сезонъ своего заведения, предварительно еще,
(въ феврале 1858), опубликовавъ о предстоящемъ его открытии.
На этотъ
вызовъ явилось 17 больныхъ, получившихъ название кумысниковъ
, название, впоследствии твердо укрепившееся за всеми пользующимися
кумысомъ.
По несчастию
лето 1858 года неблагоприятствовало начинавшемуся правильному
кумысному лечению — оно было дождливое и холодное, а потому
разогнало большинство кумысниковъ изъ неудобныхъ для европейца
юломеекъ и слишкомъ уже легкихъ баракъ, прежде окончания полнаго
курса лечения.
Пользование
кумысомъ и самое содержание, обходилось не дорого кумысникамъ,
въ первый годъ существования заведения Постникова.
За кумысъ,
въ течении месяца, безъ ограничения количества потребления
платилось 25 р. (сезонъ лечения предполагался 6 недель), при
чемъ надо заметить, что некоторые выпивали кумыса около ведра
въ сутки; кто же хотелъ брать кумысъ бутылками, платилъ за
таковую (шампанскую) 15 к. Одинокий баракъ стоилъ 8 р. въ
месяцъ, двойной 16 р., семейный— тройной— 24 р. За столъ,
состоявший изъ завтрака, обеда (3 блюда) платилось 17 р. въ
месяцъ, при этомъ главную роль въ столе кумысниковъ играла
баранина. Кто же бралъ кушанье порциями— платилъ 25 к. за
порцию и 15 к. за полупорцию, за мытье белья въ месяцъ 3 р.,
за прислугу въ месяцъ 1 р. Следовательно больной могъ пролечиться
весь сезонъ на заведении Постникова, при умеренныхъ требованияхъ,
за 81 р.
Не смотря
на обстоятельства, неблагоприятствовавшия первому дебюту кумысо-лечебнаго
заведения Постникова, дело, имъ предпринятое, съ каждымъ годомъ
получало все большее развитие и дало ему возможность не только
обстроить и украсить свое заведение, но съ 1873 открыть еще
отделение его, по именемъ дальнаго кумыса , на томъ участке
казенной земли, въ 16 верстахъ отъ города, который ему данъ
въ аренду, для пастьбы кобылицъ.
Въ настоящее
время кумысо-лечебное заведение Постникова представляетъ благоустроенный
видъ. Истощенный скотомъ кустарникъ, покрывавший участокъ
Постникова, будучи огороженъ, расчищенъ и строго охраняемъ
отъ потравъ, разросся въ прекрасный тенистый паркъ, во всехъ
направленияхъ прорезанныя разнообразной ширины дорожками.
Некоторыя части эгого парка въ следствие прореживания и подчистки
деревъ красуются живописно раскинувшимися дубами, кленами,
липой, березой, вязомъ и украшены цветниками. Въ тени этого
парка, какъ бы тонутъ въ зелени 12 дачь различныхъ размеровъ,
большею частью самой простой архитектуры, но оштукатуреныхъ
внутри, съ высокими комнатами, снабженными печами или каминами.
Комнаты хорошо вентилированы, чистыя светлыя, составляютъ
52 квартиры — семейныя и одиночныя. Центромъ заведения служитъ
обширный, изящной архитектуры курзалъ, въ который собирается
обыкновенно все население заведвния пить кумысъ, читать, играть
въ карты или на биллиарде, слушать музыку, а иногда и танцовать.
Въ особомъ при курзале кабинете д-ръ Постниковъ даетъ безплатно
советы своимъ пациентамъ, взвешиваетъ ихъ при вступлении въ
заведение и при выходе изъ него, также производитъ надъ ихъ
дыхательными органами некоторые научные опыты и употтребляетъ
различные новейшие способы, применяемые къ лечению грудныхъ
болезней, напр. вдыхание сгущеннаго или разреженнаго воздуха
и тому подобное.
Улучшение
заведения имело последствиемъ возвышение ценъ какъ на квартиры
въ заведении, такъ и на предметы потребления.
Кумысъ
на заведении Постникова, ныне отпускается не иначе, какъ бутылками
по 20 к. каждая (пивная), следовательно больной въ курсъ лечения,
продолжающийся отъ 6 до 8 недель, выпиваетъ кумыса на 40—60
р. За обедъ (3 блюда) и завтракъ (1 блюдо), за общимъ столомъ
платится 20 р. въ месяцъ; то же на квартире 24 р, въ месяцъ;
за пищу прислуге 9 р, въ месяцъ (3 раза въ день) и за одинъ
обедъ 6 р. въ месяцъ; квартира, смотря, по величине ея стоитъ
въ месяцъ отъ 10 до 68 р., а въ сезонъ отъ 25 до 170 р. За
самоваръ съ чайнымъ приборомъ въ месяцъ 3 руб. Пользующийся
прислугою отъ заведения, платитъ 2 р. въ месяцъ съ персоны.
За мытье белья имеющимися при заведении прачками, пдатится
тоже что въ городе, (не менее 3-хъ рублей).
Такимъ
образомъ за лечение и жизнь на кумысе у Постникова впродолжении
6 недель ныне самый нетребовательный больной заплатитъ около
97 руб.
Въ 1875
году въ заведении Постникова было 150 человекъ больныхъ. Сравнивъ
эту цифру съ числомъ больныхъ, лечившихся на этомъ заведении
въ первый годъ его окрытия, мы вправе заключить, что это заведение
получило широкое развитие и что идея Постникова дать кумысному
лечению право гражданства въ науке не была тщетною мечтою.
Что она не была таковою, несомненное доказательство видимъ
въ томъ умножении кумысныхъ заведений, которое произошло съ
легкой руки Постникова не только въ России, но даже въ другихъ
странахъ.
Первымъ
подражателемъ Постникова явился военный медикъ Глаголевъ,
намеревавшийся устроить кумысное заведение на даче Страхова,
у г. Кузнецка, Саратовской губернии, но неосуществивший своего
намерения. Затемъ Самарский купецъ Е. Н. Аннаевъ, на арендованномъ
имъ у города Самары, на берегу Волги урочище "Вислый
камень", въ версте отъ заведения Постникова, началъ приготовлять
въ 1863 году кумысъ для своихъ дачниковъ, а съ 1865 года открылъ
обширное кумысное заведение, на которомъ въ первый же годъ
было 15 квартиръ и кумысъ отпускался больнымъ съ 1 -го мая
по 15-е июля съ платою по 1 руб. въ сутки, а съ 16 го июля
до осени по 45 к. въ сутки. Съ течениемъ времени дача Аннаева
прекрасно обстроилась и после величайшихъ трудовъ деятельнаго
хозяина посаженные на этой даче кусты и деревья приняли роскошный
видъ и заведение стало привлекать къ себе ежегодно такое число
больныхъ, какое только могли вмещать— тридцать имеющихся въ
немъ меблированныхъ квартиръ (*).
--------------------------------------------------------------------------------
(*)
Е. Н. Аннаевъ, страстный любитель садоводства и изящныхъ
построекъ, расширяетъ и украшаетъ свое заведение съ каждымъ
годомъ. Ныне онъ выстроилъ на самомъ живописномь месте
своей дачи, на обрыве волжскаго берега, весьма большой,
красивый домъ, на 20 квартиръ. Виды изъ этого дома на
Волгу, на Жигули и Жигулевския ворота — съ одной стороны
и на Самару— съ другой, по истине, восхитительны. На даче
изящный курзалъ съ библиотекою и роялемъ. Прекрасно содержанный
цветникъ. Помещения для больныхъ капитальныя, теплыя,
светлыя и чистыя — все въ зелени и цветахъ. Цены за квартиры
въ месяцъ отъ 20 до 75 р.; кумысъ въ месяцъ 30 р. съ правомъ
пить сколько угодно; обедъ за общимъ столомъ 20 р., въ
квартире 24 р. самоваръ и белье въ месяцъ 10 р. Итого
за 6 недель пребывания на кумысе у Аннаева, самая дешевая
плата, приблизительно 120 руб.
--------------------------------------------------------------------------------
Черезъ
два после того года, а именно въ 1865 году почетный гражданинъ
П. М. Журавлевъ устроилъ кумысное заведение на своей прекрасной
даче, въ 10 верстахъ отъ Самары, окруженной густою растительностью
и переполненной множествомъ цветовъ. На этой даче 8 удобныхъ
квартиръ, за которыя платятъ по 25 руб. въ месяцъ. Съ 1872
года Журавлевъ прекратилъ выделку кумыса на своей даче, но
кумысники продолжаютъ на ней поселяться, такъ какъ кумысъ
всегда можно получить съ соседнихъ заведений Постникова и
Аннаева по 20 коп. за бутылку.
Потребление
кумыса въ Самаре не ограничилось названными заведениями. Его
продаютъ въ значительномъ количестве съ заведений Постникова
и Аннаева, въ самомъ городе на домахъ этихъ господъ, для желающихъ
пить его у себя; иной годъ его продаютъ у некоторыхъ виноторговцевъ;
его стали выделывать некоторые, живущие въ городе татарския
семейства, а также башкирския семейства нарочито нанимаемыя
на лето пользующимися кумысомъ на окрестныхъ городскихъ дачахъ
и въ садахъ. Однимъ словомъ потребление кумыса въ Самаре стало
весьма значительно, а потребность въ повторении курса лечения
имъ, побудила некоторыхъ больныхъ, приехавъ на летний сезонъ
въ Самару, проживать въ ней зиму, въ ожидании следующаго сезона.
Устройство
специальныхъ кумысныхъ заведений, однажды начатое въ Самаре,
нашло обширное применение за ея пределами. Такъ въ Самарской
губернии устроено уже несколько кумысныхъ заведений, изъ которыхъ
самое обширное медика Чембулатова, въ его имении Николаевскаго
уезда, и затемъ въ доме помещика Чарыкова, въ с. Богдановке,
Самарскаго уезда; на земле В. И. Чарыкова, въ 17 верстахъ
отъ Самары, на урочище Барбашина поляна, у берега Волги, такъ
называемый военный кумысъ, где въ 1872 году было устроено
помещение для 50 нижнихъ чиновъ и 5 офицеровъ, присылаемыхъ
для пользования кумысомъ на счетъ правительства, изъ различныхъ
частей войскъ Казанскаго военнаго округа. Но кумысныя заведения
стали устраивать не только въ степныхъ местностяхъ губерний:
Оренбургской, Уфимской, Саратовской, Екатеринославской, Херсонской,
на Кавказе, въ Крыму, а даже въ северныхъ , какъ Пермской,
даже въ столицахъ: въ Москве, Петербурге. Мало того, кумысныя
заведения пытаются устроить за границей: въ Ницце, Висбадене,
Париже, даже въ Каире. Однимъ словомъ, съ каждымъ годомъ кумысное
лечение стало входить все въ большое уптребление.
Мы съ
своей стороны вполне разделяемъ убеждение Д-ра Постникова
и многихъ другихъ, что целебныя, можно сказать, чудотворныя
свойства заключаются въ кумысе, только, получаемомъ отъ степныхъ
кобылицъ и то до техъ только поръ, пока ихъ организмъ не поставленъ
въ чуждыя имъ условия, т. е. пока оне находятся въ своихъ
родныхъ степяхъ, богатыхъ травами, содержащими такое обилие
белковаго вещества и сахару, что въ молоке этихъ кобылицъ
заключается до 9 % сахару и до 16 % казеину, самаго, какъ
известно, сильнаго кровеобразовательнаго вещества (*). Мы,
изъ личнаго опыта, знаемъ всю поразительную разницу кумыса,
приготовлявшагося, напримеръ, въ Петербурге или въ Москве,
на Политехнической выставке, не говоримъ уже съ ароматическомъ
кумысомъ, какой былъ предложенъ, напримеръ, ГОСУДАРЮ НАСЛЪДНИКУ
и ГОСУДАРЫНЪ ЦЕСАРЕВНЪ, въ ставке раскинутой подъ Самарой
Ханомъ Букеемъ Джангеровымъ, во время посещения города ИХЪ
ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ въ 1869 году,— но даже съ обыкновеннымъ
кумысомъ, употребляемымъ больными на заведенияхъ Постникова
и Аннаева. Но за всемъ этимъ, въ безостановочномъ увеличении
числа кумысо-лечебныхъ заведений, не только въ России, но
и въ другихъ странахъ, мы видимъ отрадное явление. Оно доказываетъ,
съ одной стороны, действительную, а не фиктивную силу и важное
значение этого способа лечения; съ другой— оно подтверждаетъ
верность взгляда техъ, которые первые угодали потребность
въ подобнаго рода заведенияхъ.
--------------------------------------------------------------------------------
(*)
Въ Лондоне проживаетъ докторъ, Полякъ, по фамилии Ягельский.
Онъ выдаетъ себя за авторитетъ въ вопросе о кумысе и оспариваетъ
приведенное нами мнение о кумысе, отвергая необходимость
для производства кумыса молока башкирскихъ кобылицъ, даже
вообще кобыльяго молока,отдавая предпочтение молоку домашней
коровы.
Некто докторъ Шнеппъ сталъ вводить въ западной Европе
въ употребление кумысъ, подъ названьемъ галазима , приготовляя
его изъ коровьяго и ослицинаго молока. Въ Америке приготовляютъ
кумысъ изъ молока овечьяго, коровьяго и ослицинаго. Есть
доказывающие возможность приготовления кумыса изъ молока
всякаго крупнаго домашняго животнаго, особенно, буйволоваго,
потому собственно, что въ немъ много масла. Но эти господа
забываютъ, что питательность молока зависитъ не отъ большей
пропорции въ немъ заключающагося жира, но отъ легкости
его уподобления, а этой то легкости и не имеетъ молоко
буйволицъ.
Наконецъ некоторые оппоненты незаменимости степнаго кумыса,
утверждаютъ, что степной ковыль, которымъ будто бы исключительно
питаются кобылицы не имеетъ никакой особой питательности,
упуская изъ виду, что степной ковыль есть только признакъ
тучнаго степнаго пастбища, а отнюдь не исключительная
пища кобылицъ, которымъ если ковыль и служитъ пищей, то
только въ периодъ его ранней молодости.
Не малымъ доказательствомъ, что кумысъ, выделанный не
въ степи, лишенъ своихъ целебныхъ свойствъ, можетъ служить
следующее обстоятельство, встречаемое нами въ "Воспоминании
Лейбъ-Медика Тарасова", (Русс. Старина 1872 стр.
359). "Сведение о свойстве кумыса сделалось известнымъ
Императору Александру I и Государь поручилъ генералу Эссену
къ будущей весне отправить изъ Оренбурга двухъ опытныхъ
башкирцевъ съ несколькими кобылицами (дойными), въ Царское
село на ферму съ тою целью, чтобы они приготовляли тамъ
кумысъ для Ея Величества Императрицы Елисаветы Алексеевны,
коей здоровье приметно начинало ослабевать. Но приготовляемый
въ Царскомъ селе кумысъ не оказывалъ такого действия,
какъ въ степяхъ Оренбургскихъ, и Императрица не имела
отъ него пользы".
--------------------------------------------------------------------------------
Мы видели,
что починъ въ правильномъ устройстве кумысо-лечебныхъ заведений
всецело принадлежитъ городу Самаре, какъ давшему место первому
заведению этого рода, а именно заведению д-ра Постникова,
видевшему въ своихъ стенахъ въ 18-ти летнее свое существование
1200 больныхъ и вообще отпускавшему кумысъ въ этотъ периодъ
времени более чемъ 3000 человекъ. На этомъ основании Самара,
въ следствие удачной инициативы д-ра Постникова вправе гордится
внесениемъ, черезъ его посредство новой, замечательной страницы
въ историю русской медицины.
Смотри
также раздел "Наш
Архив" - Городская больница
им.А.Н.Шихобалова в Самаре, создание и история
|